В книге лишь малая доля написанного А. Николаи. Но и этого достаточно, чтобы понять разносторонность таланта драматурга. Его театральные тексты полны сдержанного пессимизма и тонкой иронии, с каким он препарирует исторические и социальные реалии второй половины ХХ века и бесстрашно высказывает о человеке такую суровую правду, которую многие из нас отказались бы выслушать, не будь она обличена в блистательную форму.
Стремительно развивается детективная интрига на фоне игры в карты в пьесе «Ночные игроки». Все действующие лица в ней не те, за кого себя выдают. Вербует генерал Нестеров «мальчика-с-пальчика» Манюськина, обитающего в ушах крупных сановников, в сатирической пьесе «Петля Нестерова». Ненависть и вражда царят среди жителей одного дома. Чтобы распутать этот клубок, надо вернуться в далекое прошлое (пьеса «Связной»). Еще в сборнике – пьеса про театр «Арбатский круг» и комедия «Посторонние на сосне».
В один миг жизнь Леси становится не такой, как прежде. Муж уходит к другой женщине. Друзья, которые всегда были рядом, перестают общаться с ней. Каждый ее сон – это видение из прошлого. Позже странные грезы настигают ее наяву. Девушка думает, что сходит с ума, а потеря связи с реальностью связана с депрессией и стрессом из-за ухода супруга. Леся не может вспомнить многие события из своей жизни, а несколько прожитых дней словно были стёрты из ее памяти. Где же реальность? А где иллюзия?
Колония на необитаемой планете превращается в самобытный своенравный народец. Богатые земляне, прибывшие в новый мирок на правах хозяев, вынуждены уживаться в обществе в роли вынужденных переселенцев.
«Универсальный помощник для бытовых и прочих повседневных нужд» отличается от человека лишь стандартным дизайном внешности и отсутствием эмоций. Люди по-разному относятся к гемодам: кто-то их очеловечивает, кто-то видит в них бытовую технику, кто-то – пищу для гурманов. Тем временем в лабораториях экспериментируют с переносом личности, и появляется гемод, который помнит себя человеком…
Сказка-пьеса подойдет для детских творческих коллективов, в которых ощущается нехватка мальчиков; все роли специально написаны под девочек-актрис по просьбе режиссеров детских театральных студий. Можно роли адаптировать и под мальчиковые. По основной канве можно ставить какую угодно историю: детектив, драму, комедию, на ваше усмотрение! А то ведь скоро Новый год…
Выдуманные и реальные истории. День вчерашний и сегодняшний. Люди и обстоятельства. Ситуации и факты. Грустно и смешно, больно и не очень…Люди здесь и там, знаменитые и не очень.: русские, французы, казахи и американцы – все мы люди, все любим и мечтаем. Но жизнь продолжается, а значит, и новые истории не за горами!
В пьесе говорится о том, как случайности иногда бывают почти закономерными. И, не ожидая встретить, мы встречаем тех, кого считали давно потерянными. А в душе у нас всегда спорят два ангела, и к кому мы прислушиваемся, тот путь и выбираем.
Что есть добро, а что – зло? Выбор и его цена. Драмы подростков и трагедии родителей. Воспоминания, которые не отпускают. Чем излечить: память, болезни, прошлое?
История любви медсестры и повара. Однажды повар после очередных поминок растрогался и пожалел бездомную собаку, дал ей кусок мяса. Но неблагодарная тварь укусила повара. В поликлинике медсестра сделала повару укол, и вместе с этим уколом в его кровь вошла любовь к медсестре. Взаимоотношения между парой напоминают анекдот: «Врач говорит медсестре: „Если я не ошибаюсь, кажется, я поручил вам взять кровь у пациента из шестой палаты?“ – „Да, доктор, я взяла, – отвечает медсестра. – Ее ровно 5,2 литра“»… Герои вспоминают прожитую жизнь – как становится ясно в финале, – она с того света, а он из тюрьмы.