Кем был Иуда, двенадцатый апостол Иисуса Христа? Предателем, гнусным злодеем, повинным в злоупотреблении доверием и доносе? Или верным учеником, чья преданность Учителю не знала границ и чьё безграничное самопожертвование в итоге обрекло его на вечное проклятие человечества, несмываемое клеймо «иуды»?.. На эти и другие вопросы даёт ответ наше исследование, основанное, во-первых, на доскональном изучении новозаветных текстов, во-вторых, на анализе произведений целого ряда исследователей, философов, историков и беллетристов. В оформлении обложки использовано изображение фрагмента картины «Поцелуй Иуды», автор Гюстав Доре.
«Лествица» преподобного Иоанна на протяжении веков была и остается одним из самых известных и читаемых аскетических творений во всем христианском мире. Современному русскому читателю она знакома главным образом по переводу, подготовленному в Оптиной пустыни в 1850-е годы под руководством преподобного Макария. Этот перевод и переиздается в настоящей книге. «Лествица» – одно из самых известных в Православной Церкви аскетических руководств по борьбе со страстями и стяжанию добродетелей. Книга была составлена в VII веке игуменом Синайского монастыря преподобным Иоанном. Причиной ее написания явились настойчивые просьбы другого подвижника – святого Иоанна, игумена Раифского монастыря – составить «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат». «Лествица» – это средоточие духовного опыта великого святого, полезного каждому христианину. «Я не постился чрезмерно, – говорит преподобный о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, – но смирялся… и Господь скоро спас меня». Этот Царский путь подробно описывается преподобным Иоанном Лествичником в его знаменитом руководстве ко Спасению.
Ключевая идея словаря – дать соотечественникам однозначное толкование терминов, размытое стараниями либералов. Представленный читателям понятийный каркас выполнен средствами религиозно-светского дискурса. В таком формате понятийный каркас представлен не только как нравственный ориентир поведения людей, своеобразный их иммунитет, средство защиты в развязанной Западом информационной войне, но и как средоточие отечественного духа, орудие строительства отеческого государства как «духовного организма». Термины словаря трактуются авторами с позиций великой отеческой Традиции, ориентированной на Православие и имперскую суть Отечества. Подобный идеологический подход даст наполнение чувству патриотизма, будет способствовать обеспечению национальной безопасности и позволит увидеть перспективы развития Отечества. Словарь рекомендуется тем, кого волнует судьба Родины в условиях тотальной глобализации мира, особенно тем, кто участвует в информационной войне на стороне Русского мира.
С 1812 году пор огонь революций и народных бунтов то затухает, то разгорается с новой силой. Россию меняют внешние и внутренние силы, и каждое изменение потрясает своей трагичностью. Мистический роман "Один из рода" проводит по пути этих перемен, соединяя прошлое с будущим. Любовь, верность и вера, три основания, на которых держится судьба одной семьи. И только они могут противостоять настоящему смерчу, который грядет вскоре.
В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Приготовление Святых Даров для Причащения совершается на Евхаристии (греч. благодарение), почему это Таинство и имеет двойное название – Причащение, или Евхаристия. Причащение (Причастие, принятие Святых Тела и Крови Христовых) – это такое Таинство, при котором православный христианин не символически, а реально и живо соединяется со Христом Богом в той степени, в какой он подготовлен к этому. Чем лучше верующий человек подготовит себя к личной встрече с Богом, тем благодатнее она будет.
В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Другое название Таинства Елеосвящения – Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Таинство Елеосвящения называется еще «Святым елеем», «Елеопомазанием» и «Молитвомаслием», а также «Маслособорованием», – по собранию, «собору» пресвитеров, его совершающих.
Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Это Таинство называют вторым Крещением. В современной Церкви оно, как правило, предшествует Таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе. Необходимость в Таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было Покаяния, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в Таинстве Крещения единение со Христом.
В предлагаемом вашему вниманию молитвослове канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю даются не в составе трехканонника, а отдельно, в своем классическом виде. Для усердствующих в состав молитв ко Причастию можно включать напечатанные в нашей книге акафисты Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице и святителю Николаю. Также для удобства подготовки к Причастию даны тропари воскресные, дневные на всю седмицу и двунадесятым праздникам. Кроме того, в книге даны подробные справки о подготовке к Таинствам Покаяния и Причащения.
«Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе. Исповедь – это Таинство… Горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости», – так объясняет нам значение Таинства святитель Игнатий (Брянчанинов). Труден путь покаяния, на нем нас подстерегает много опасностей и препятствий. А преодолеть их и очистить душу от грехов и страстей поможет эта небольшая книжечка, составленная по творениям святителя Игнатия. Выделяя страсти и их проявления, он не только подробно рассказывает о каждой, но и преподает нам уроки борьбы с ними. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
В настоящем издании тексты всех канонов, последований и молитвенных правил приведены в соответствии с Уставом Православной Церкви и предназначены для домашней молитвы мирян. Некоторые различия по сравнению с другими молитвословами объясняются тем, что там молитвословия помещаются в том виде, как они даны в богослужебных книгах для церковных служб со священником. Мы постарались дополнить тексты всеми необходимыми пояснениями для совершения домашнего правила, как этого требует церковный Устав. Например, даны начало и завершение каждого канона, Пасхальный канон изложен именно для чтения в виде правила келейного, а не для церковной службы. Наше издание поможет молящемуся научиться традициям, правилам и порядкам келейной молитвы. Раньше подобные знания передавались в устной форме – молиться учились вместе с обучением азбуке. Сейчас эти традиции утеряны, и поэтому надеемся, что наш молитвослов будет весьма полезен православному читателю.