В книге представлен взгляд на мораль и моральную оценку действий с позиций системно-эволюционной теории. Феномен морали обсуждается в контексте социокультурной эволюции. Приведен критический обзор теоретических моделей моральной оценки действий в связи с проблемами интуитивного – рационального и роли эмоций. Рассматриваются основные положения системно-эволюционного подхода к описанию организации поведения. Обсуждаются результаты исследований авторов данной книги в контексте современной литературы в области морального развития, универсальных и социокультурных основ моральной оценки. Уделено специальное внимание особенностям моральной оценки россиян по сравнению с жителями западных стран. Рассматриваются психофизиологические процессы, наблюдаемые при моральной оценке действий, включая анализ характеристик сердечного ритма как показателей динамики актуализации субъективного опыта. Подробно анализируются эффекты воздействия алкоголя на поведение и моральную оценку человека. Книга предназначена для психологов, исследователей поведения и специалистов в области когнитивных и социальных наук, а также для студентов, аспирантов и широкого круга читателей, интересующихся вопросами психологических основ морали. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Книга посвящена острой проблеме современной российской действительности – ментальному освоению населением политических и экономических трансформаций, происходящих в стране. Большое внимание уделяется теории социальных представлений, ее современному состоянию, перспективам и возможностям в анализе социальных изменений. На обширном материале эмпирических исследований анализируются особенности конструирования различными группами населения страны социальных представлений о демократии, политическом лидерстве и социальной ответственности человека перед обществом. Социальные представления о новом экономическом укладе и вопросы национального самоопределения в экономике и политике рассматриваются в тесной связи с представлениями о нравственности. В контексте кросс культурного сравнения выявляются их особенности. Книга адресована психологам, социологам, культурологам, философам и всем, кто интересуется проблемами общественного развития.
На основе проективно-реконструктивной исследовательской модели предлагаются методы позиционирования профессионалов на шкале «идентичность/маргинализм». Изложены основные методологические принципы изучения индивидуально-профессиональных, инструментально-профессиональных, корпоративных и социально-нравственных аспектов реализации профессионалов, представлены авторские методики для их оценки у представителей социально значимых профессий: чиновников, предпринимателей, менеджеров, операторов. Освещены методы определения психологических барьеров переидентификации в условиях реформ и глобализации, названы способы их преодоления, даны методики прогнозирования развития профессионального маргинализма у разных групп и идентификационных типов профессионалов. Пособие предназначено для психологов-исследователей и практиков, занимающихся проблемами профпригодности, карьерного роста и психокоррекции профессионалов. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
В книге выделяются новые научные подходы и направления исследований в современной психологии управления совместной деятельностью. Специально рассматриваются ее особенности, проявляющиеся в различных условиях дефицита времени и неопределенности. Основное внимание уделяется социально-психологическому анализу тех феноменов совместной деятельности, которые приобретают особую значимость в экономике знаний: совместному творчеству и обмену знаниями в организациях, социальных сетях и социальному капиталу, групповой рефлексивности и корпоративной памяти и др. Книга адресована в первую очередь специалистам в области социальной психологии, организационной психологии и психологии управления, теории социальных организаций и организационного поведения. Она будет полезна преподавателям, аспирантам и студентам психологических и социологических факультетов вузов. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Книга посвящена новому направлению в современной психологии – социальной психологии времени. Впервые рассмотрены основные социально-психологические подходы к изучению феномена времени, а также осуществлен теоретико-методологический анализ отношения группы к времени. Особое внимание уделено роли индивидуального отношения к времени в процессах социальной интеграции, темпоральным аспектам лидерства, структуре и факторам группового отношения к времени, отношению к времени как характеристике организационной и деловой культур. Книга адресована в первую очередь специалистам в области социальной психологии, психологии личности, социологии и культурной антропологии, она будет полезна преподавателям и студентам психологических и социологических факультетов вузов. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Почему-то сложилось так, что мы стали ставить знак равенства между изменением поведения с целью сохранения климата и изменением потребительских привычек в частной жизни – как будто наша жизнь ограничивается домом и потреблением. Но это представление ошибочно. Поведение охватывает гораздо больше разных сфер. Это все, что мы делаем. Принимаем государственные решения. Пишем полемические статьи в газету. Обсуждаем друг с другом вопросы климата, боремся за проведение более жесткой экологической политики – все это наше поведение. И если мы хотим достичь радикальных изменений, надо абстрагироваться от деталей и выбирать действия, имеющие сильный и долгосрочный эффект. Книга призывает смотреть на проблему сохранения климата с точки зрения планеты в целом. Учит тому, как оценивать эффективность своих действий, направленных на спасение земли. Мало просто сокращать и запрещать в надежде предотвратить климатическую катастрофу. Надо изменить себя и научиться жить по-новому. Игра не проиграна. У человечества еще есть шанс замедлить разрушительные процессы и предотвратить климатическую катастрофу. Эксперты снова и снова предупреждают нас. Но, несмотря на серьезность ситуации, многие продолжают жить по-старому, ничего не меняя в своей жизни. Они рассуждают, спорят, занимаются своими делами… Как такое возможно? Почему мы никак не поймем, что время не терпит и пора действовать? В книге рассказывается о том, как при помощи психологии можно более эффективно работать на благо природы для предотвращения климатического кризиса. Вы узнаете, почему все прежние стратегии экологической работы не дали результата. Поймете, как можно добиться по-настоящему длительного эффекта и устойчивого развития. И увидите, что это совсем не то, к чему вас обычно призывают средства массовой информации.
В предлагаемой читателю книге известный ученый, профессор, специалист по психологии труда, академик Российской академии образования, ведущий психофизиолог в области летных испытаний, психологической подготовки летчиков и космонавтов к нештатным ситуациям делится своими воспоминаниями о прожитой жизни и научном труде. Основное внимание уделяется проблемам духовности, формирования профессионалов, приводится масса интересных научных фактов, излагаются яркие эпизоды деятельности ведущих психологов страны. В книге есть описания ранее не обнародованных эпизодов участия психологов труда в создании летательных аппаратов, исследований в космических полетах. Рассказ о жизни крупного специалиста в области авиационно-космической психологии и профобразования поучителен и полезен для молодых психологов, педагогов, врачей, методистов летного обучения, политологов, историков в области обеспечения безопасности жизни в полете. Доступное изложение фактического материала, размышления, воспоминания, автобиографические драматические моменты жизни могут заинтересовать широкий круг читателей, в том числе молодежь.
В коллективной монографии представлена попытка заложить основы новой области психологического знания – макропсихологии, представляющей собой психологическое изучение социальных процессов, соразмерных обществу в целом. В фокусе внимания авторов находятся макропсихологические проблемы современного российского общества. В книге представлены количественный подход к оценке его макропсихологического состояния, психологический анализ этнических групп, культурной травмы, вызванной реформами, нравственных идеалов и ценностных ориентации, революций. Рассмотрено место психологической науки и практики в современном, в том числе в российском обществе.
Термин Spiritus animalis, использованный в книге Джорджа Акерлофа и Роберта Шиллера, восходит к экономисту Джону Кейнсу. Этим словосочетанием тот определял иррациональный дух уныния, который привел Америку к Великой депрессии, а также всеобщий психологический подъем, который предшествовал оздоровлению ее экономики. Авторы анализируют человеческое поведение, которое меняет макроэкономические процессы. Они выделяют пять «иррациональных духов»: доверие, представления о справедливости, соблазны, денежные иллюзии и влияние жизненных историй. Анализируя их роль в психологии масс, можно объяснить, почему цены на финансовых рынках неустойчивы, почему рынки недвижимости цикличны и откуда берется бедность. Регулировать Spiritus animalis, по мысли авторов, и есть главная задача любого государства. • Понять, что вами движет, когда вы совершаете действия, связанные с финансами и не только. • Научиться замечать иррациональные мотивы в действиях других людей. • Получить ясное представление о причинах экономических кризисов и законах их развития. Джордж Акерлоф – американский экономист, профессор экономики Калифорнийского университета в Беркли. Совместно с Джозефом Стиглицем и Майклом Спенсом получил Нобелевскую премию по экономике 2001 года. Анализировал рынки с несимметричной информацией, на которых продавцы знают о качестве продукта больше, чем покупатели. Известен исследованиями рынка труда, в частности – нерыночных зарплат. Последователь Джона Кейнса, основоположник информационной экономической теории, поборник нового кейнсианства. Роберт Шиллер – американский экономист, Стерлингский профессор экономики Йельского университета. В прошлом – вице-президент Американской экономической ассоциации, президент Восточной экономической ассоциации. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2013 года за исследования изменчивости цен на активы и анализ иррациональности финансовых рынков. Основатель и главный экономист компании MacroMarkets LLC, занимающейся инвестиционным управлением. Входит в сотню самых влиятельных экономистов мира.
Книга Адама Алтера «Непреодолимое желание» освещает проблему современных цифровых зависимостей, которые управляют нашей жизнью. Большинство населения прилипает к мониторам компьютеров и экранам смартфонов в среднем три часа в день, а дети проводят с гаджетами столько времени, что не умеют общаться с реальными людьми. Адам Альтер, профессор психологии и маркетинга, объясняет, почему тягу к виртуальности так трудно преодолеть. В книге раскрываются секреты создания технологий, которые нас «цепляют», и трюки, с помощью которых компании-разработчики делают свои продукты неотразимыми. Автор анализирует, как возникают и развиваются опасные поведенческие аддикции, и дает инструменты для смягчения тех последствий, которые наиболее разрушительны для нашего благополучия, здоровья и счастья наших детей. • Понять, как действует повседневная цифровая зависимость на ваше благополучие и здоровье. • Научиться обращать поведенческие зависимости себе на пользу. • Раскрыть секреты создания технологий, которые нас «цепляют». Адам Алтер – профессор маркетинга и психологии в Школе бизнеса Стерна, Нью-Йоркский университет. Изучает социальную психологию, в частности влияние сигналов окружающего мира на поведение людей и принятие решений. Результаты его исследований опубликованы в десятках теле – и радиопрограмм и печатных изданиях по всему миру, в том числе в The New York Times, New Yorker, The Washington Post, Atlantic, Slate, Popular Science. В 2015 году был включен в список «Лучших 40 профессоров бизнес-школ в мире до 40 лет».