Проблемы преподавания философии в России затрагивают сегодня практически весь спектр вопросов, касающихся философии как таковой. Как преподавать? Что преподавать? Кому преподавать? И даже – зачем преподавать? Можно сказать, что русская философия сегодня по новой осмысливает сама себя. Некоторые из этих вопросов рассматриваются в данной книге философа-филоиста Аркадия Арка. Обложка авторская, в дизайне использован фрагмент картины "Девятый вал" И. Айвазовского.
Книга предлагает новую трактовку феномена духовной традиции и строит на ее основе оригинальную концепцию развития русской мысли. Течение идейной, духовной истории России определяется в главных чертах меняющимся отношением духовной и культурной традиций, причем более всего для отечества типичен конфликтный характер этого отношения. Концепция проводится и тестируется в текстах книги на обширном материале: полемика западников и славянофилов, учение Хомякова о соборности, философия Вл. Соловьева и имяславие, теория неопатристического синтеза и др. Из цепи эпизодов воссоздаются облик русской духовной традиции и ее путь. Историческая нить ведет к современной ситуации. Анализ творчества русской диаспоры вскрывает специфическое переплетение философского и богословского дискурсов в русской мысли XX в. – и в его продумывании очерчивается горизонт сегодняшнего обращения философии к опыту духовной традиции. В новом, кардинально расширенном издании книга дополнена целым рядом текстов и снабжена новой структурой, а также новым разделом, куда вошли опыты автора, продолжающие дальше русло традиции. В итоге, она достигает полноты охвата всего пути русской мысли, от генезиса философского процесса в России до сегодняшних поисков продолжения этого процесса. Книга предназначена всем, кому небезразличны русская мысль и Россия.
В книге представлены все разделы политической философии: политическая онтология, политическая аксиология, политическая этика, политическая праксиология, политическая эпистемология. С учетом результатов исследований современного научного знания рассмотрены актуальные проблемы политической философии. При этом основной акцент сделан на анализе генезиса и механизмов формирования политического. Представлена методология исследования политических явлений и процессов.
Никколо Макиавелли часть своей жизни посвятил государственной службе. Его опыт и наблюдения за методами управления политиков стали основой трактата «Государь», известного сегодня во всем мире. Макиавелли в нем выступил сторонником сильной власти, ради укрепления которой допускал и коварство, и предательство, и насилие. Конечно, подобное вызвало противоречивые мнения, а Католическая церковь внесла его труд в списки запрещенных книг. И тем не менее идеи этого историка и философа о методах управления, о способах получения власти, о том, какими качествами должен обладать правитель и от чего зависит успех проводимых им реформ, нашли свое применение в области политики и актуальны по сей день. В книгу вошло также произведение «О военном искусстве», в котором автор, не будучи военным и приобретя свои знания в теории, высказал настолько глубокие идеи, что они охватили самые разные стороны человеческой жизни. Работы Макиавелли столь афористичны, что давно разошлись на цитаты, которые мы часто произносим, даже не догадываясь, кто их автор. Тексты настоящего издания снабжены подробными комментариями и разъяснениями.
Книга наполнена глубокими философскими рассуждениями о формах правления, Боге и человеке, которые особенно актуальны в наши дни. Чтобы отстоять самобытность своего народа, один из скифских князей предпринимает отчаянную попытку выяснить причины, приводящие к внешним вызовам. Так, князю становится известно о рабском мышлении правителей соседних народов и таинственном кукловоде, который за ними стоит. Полученные сведения не могут не шокировать даже бывалых стратегов и мудрецов целого народа.
Предлагаемая книга представляет очерк социальной теории знания XXI века. С характерной тонкостью и живостью Стив Фуллер исследует мир, в котором университеты и академическая среда уже не принимаются по умолчанию как самое лучшее место для интеллектуальной жизни. Хотя автор и защищает привилегии академиков, он очень серьезно относится к историческим расхождениям между академиками и интеллектуалами, специально обращаясь к различным типам производства знания, которые среди них ценятся. В этой книге вы найдете разбор проблематичных отношений между постмодернизмом и университетом как институцией, критический обзор новых исследовательских полей социальной эпистемологии и социологии философии, дискуссию об этике и политике публичной интеллектуальной жизни, в особенности с учетом ее импровизационного (или, как называет это сам Фуллер, «пустозвонского») характера.
Ницше – философ, выступавший едва ли не против каждого, – сам странным образом редко встречал отпор. Он остается тем, кем он хотел быть, – предельным философом современности. «Анти-Ницше» исправляет это положение, обращаясь как к наследию самого философа, так и к работам его интерпретаторов в XX веке – Хайдеггера, Ваттимо, Нанси и Агамбена. В этой провокационной книге Булл утверждает, что, просто отвергая Ницше, мы не можем избежать расставленных им ловушек. Он соблазняет, обращаясь к нашей жажде победы, нашей креативности, нашей человечности. Только «чтение с точки зрения лузера» и неспособность соответствовать его идеалам позволяют нам преодолеть Ницше и прийти к еще более радикальной переоценке всех ценностей.
«Судить справедливо» – публицистическое, философско-правовое исследование о правосудии, взаимоотношениях судебной системы и религии, а также о таких категориях как нравственность и справедливость и их взаимосвязи с правосудием. Книга содержит множество изречений известных философов. Будет полезна для изучения правоведам, научным исследователям, студентам юридических и других гуманитарных факультетов.
В суждениях в духе «это плохо» или «ты должен» мы привыкли видеть манипуляцию, фундаментализм или привычку. И всё же, это не значит, что можно или следует перестать задавать себе вопрос о том, «как я должен поступать». Пока мы верим, что наши поступки зависят от наших решений больше, чем от внешних обстоятельств или от воли других людей, этот вопрос остается актуальным. Трактат предлагает исследование возможности ответа на этот вопрос.
С социальными ограничениями (СО) сталкивается каждый, когда общество мешает ему делать то, что он хочет, и заставляет делать то, что он не хочет. И именно поэтому неразумные не хотят покупать и читать подобных книг. Ведь это не детектив. В монографии дана авторская модель СО, показывающая их целостно, как систему концептуальных, идеологических, политических и прочих элементов. Поэтому неразумные предпочитают читать о каждом элементе отдельно, в разных источниках, а не обо всем сразу.