Музыкант и композитор Раймонд Паулс – самый знаменитый латыш. Он родился и живет в Латвии, однако его произведения исполняются в лучших концертных залах стран бывшего СССР и зарубежья. Он визитная карточка, национальная легенда, символ Риги, Юрмалы, Латвии. Основное место в произведениях Паулса занимают популярные песни, музыка к кинофильмам и спектаклям – Паулс написал более пятиста песен, музыку к тридцати фильмам, двадцати театральным постановкам, трем балетам, создал множество инструментальных произведений. Его произведения объединяют в себе народные, джазовые, блюзовые интонации, современные ритмы и чувство гармонии. Он – отец латышской эстрады и мюзикла, вырастивший целую плеяду музыкантов. Человек, который получает удовольствие от музыки и щедро делится этим счастьем с другими. Заслуженный деятель искусств и народный артист, лауреат многих премий, кавалер многих орденов… Но звания, должности и регалии рядом с его именем упоминаются очень редко, почти никогда. Он – Раймонд Паулс. Маэстро. Этим все сказано. Для современников и для истории.
Рассказ о замечательном талантливом человеке, прошедшем нелегкий путь от деревенского мальчишки до лауреата Сталинской премии. Почти что ровесник века, он пережил все тяготы, доставшиеся его стране в ХХ столетии, и свято верил в то, за что боролся, не предав ни словом, ни делом идеалы своего времени. Он считал, что именно советской власти он обязан возможностью учиться и своими достижениями. Для родных, близких и тех, кто интересуется историей страны из «первых уст».
Выдающийся хоккеист 60-х, многолетний капитан национальной сборной СССР и столичного «Спартака», двукратный олимпийский чемпион, ныне член правления федерации хоккея России и популярный комментатор МАТЧ ТВ Борис Майоров подготовил уникальную книгу о жизни в большом хоккее. Рассказ великого мастера – это возможность узнать из первых уст о том, как строились отношения хоккеистов в сборной и «Спартаке». Например, далеко не сразу братья Майоровы нашли общий язык на хоккейной площадке со своим многолетним партнером Вячеславом Старшиновым. За что Борис Майоров критикует Континентальную хоккейную лигу? Почему его брата Евгения «отцепили» в свое время из сборной СССР? Почему спартаковец был капитаном в сборной Анатолия Тарасова? Почему в России не появляются новые Харламовы, Якушевы, Михайловы? Сможет ли хоккейный «Спартак» когда-нибудь выйти на прежний уровень элитного клуба или традиции полностью утрачены? Каким образом вытаскивать из «болота» детский хоккей? Обычно сдержанный в проявлениях эмоций, мастер хоккея также приоткрыл секреты взаимоотношений с близкими людьми. Жизнь и игра Бориса Майорова неотделимы от брата Евгения. Их тандем по своему игровому колориту, совместимости на площадке и за ее пределами вряд ли знает аналоги. Воспоминания автора книги о безвременно ушедшем из жизни близком человеке вы узнаете из этой книги.
Демидовы – самая известная предпринимательская династия России. Они построили более 50 металлургических заводов, открыли богатейшие железные, медные, оловянные, серебряные и даже золотые месторождения, заложили города Барнаул и Нижний Тагил. Основали Демидовское коммерческое училище в Москве, Демидовский лицей в Ярославле, Томский университет, учредили знаменитую Демидовскую премию. А ведь началось все с одного небольшого, но очень качественно выполненного госзаказа…
Почти каждый школьник знает, что Альфред Нобель изобрел динамит, а на деньги, полученные от его производства и продажи, основал самую известную и самую престижную премию человечества. И это правда, но, как часто бывает, далеко не вся. История России, история знаменитой премии, знаменитой фамилии, нефтяной промышленности и много другого переплетены самым тесным образом. Настолько тесно, что даже сложно понять, как нам удавалось долгое время об этом забывать. Нефтепромышленник Людвиг Нобель и Альфред Нобель – не однофамильцы, а родные братья. И в XIX – начале XX века Людвиг был так же, если не более известен, чем изобретатель динамита. Большая часть капитала в сумме нобелевской премии приходится на деньги, полученные Альфредом от продажи его доли в одном из крупнейших в мире нефтяных концернов, российской фирме «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель», руководителем которой как раз и был Людвиг. Владелец российских заводов, газет, пароходов, пионер российских нефтепроводов, человек, придумавший танкеры, нефтяные качалки, цистерны и так далее, и тому подобное. Советская пропаганда постаралась всеми способами уничтожить в русской памяти всякие следы упоминания об этом гениальном шведе, дети которого не без оснований считали себя уже русскими. У нас можно было говорить про Морозова, про Мамонтова, про Найденова, про Сытина, но только не про Людвига Нобеля. В Большой советской энциклопедии ему было посвящено всего несколько строк, причем не в отдельной статье, а в общей, «Нобели». Альфреду там же отдано в пять раз больше места, про Людвига же написано: «Людвиг Нобель (1831—1888) – предприниматель, конструктор станков, член Русского технического общества. Сын Эммануэля Нобеля. Предприятия, основанные отцом в Петербурге, превратил в крупный машиностроительный завод «Людвиг Нобель» (ныне завод «Русский дизель»). В 1876 основал вместе с братьями Робертом и Альфредом нефтепромышленное предприятие в Баку (с 1879 – Товарищество братьев Нобель), которое стало крупнейшей нефтефирмой в России». И все. Между тем, это тот человек, который организовал громадное нефтяное дело, полностью преобразовав нефтепромышленность России. И это не преувеличение. В данной книге вы найдете всю правду о жизни братьев Нобелей: Людвига и Альфреда.
Иван Сытин начал свое дело в 1876 году с литографической мастерской. А к 1916 году у него уже не было конкурентов в издательском бизнесе. Оборот фирмы перевалил за 11 млн. руб. Один за другим мощная корпорация бывшего крестьянина поглотила российские торговые дома Коноваловой и Кудинова. За год до Октября Сытин выкупает «Московское товарищество издательства и печати Н. Л. Казецкого» и основной пай главного своего конкурента – издательства Маркса. Вся Россия лежала у ног олигарха.
Еще не так давно многие из нас были очарованы заграницей, где молочные реки текут в кисельных берегах, где люди добры друг другу и все улыбаются, где царит достаток и магазинные полки ломятся от доступных по цене деликатесов. Так думала главная героиня этой книги – питерская журналистка Анна. В «лихие 90-е» она отправляется в благополучную Германию. Ей казалось, что исполнились самые заветные ее мечты, и блестящее будущее ей обеспечено… Но оказывается она в подпольном борделе… Героине предстоит увидеть своими глазами все самые темные стороны «западной демократии»! Книга основана на реальных событиях.
«Чем больше я наблюдаю мир, тем меньше он мне нравится», – писала Джейн Остен в своем романе «Гордость и предубеждение». Галантные кавалеры, красивые платья, балы, стихи, прогулки в экипажах… – все это лишь фасад. Действительность была куда прозаичнее. Из-за высокой смертности вошли в моду фотографии «пост-мортем», изображающие семьи вместе с трупом только что умершего родственника, которому умелый фотохудожник подрисовывал открытые глаза. Учениц престижных пансионов держали на хлебе и воде, и в результате в высший свет выпускали благовоспитанных, но глубоко больных женщин. Каково быть женщиной в обществе, в котором врачи всерьез полагали, что все органы, делающие женщину отличной от мужчин, являются… патологией? Как жили, о чем говорили и о чем предпочитали молчать сестры Бронте, Джейн Остен другие знаменитые женщины самой яркой эпохи в истории Великобритании?
О Павле Вульф современники говорили, что она «большая актриса, с индивидуальным талантом, тонким художественным чутьем», предрекали ей яркое театральное будущее и каждую сыгранную ею роль называли шедевром. Ученица В. Комиссаржевской, она всегда старалась проникнуть в самую суть образа и естественно подать его, о чем блистательно написала в своей книге. Режиссеры давали ей главные роли в спектаклях, а зрители восторженно аплодировали. Одна из поклонниц П. Вульф пожелала учиться у нее актерскому мастерству и стала великой Раневской. Книга посвящена творческому пути артиста. Она рассказывает о людях русского провинциального и московского дореволюционного театра, а также о событиях той театральной действительности.
Поэтический Нурали Латыпов и потрясающе пронзительный Анатолий Вассерман в этой книге дают читателю возможность по-новому увидеть уникальную коллекцию великих афоризмов. Изречения дополнены меткими комментариями и увлекательными биографиями выдающихся людей: О. Уайлда, Ф. М. Достоевского, Ф. де Ларошфуко, С. Лема, С. Е. Леца, Марка Твена, Козьмы Пруткова, Е. Рейтблата, П. Хейна и других.