Книга рассказывает об Анри де Лярошжаклене, «Месье Анри», одном из самых известных героев Вандеи. Его имя, можно сказать, стало символом Вандеи.
Книга «Сыны Света» – это впервые переведенные на русский язык воспоминания иеромонаха Хрисанфа (1894-1981), духовника скита Праведной Анны, о греческих подвижниках и старцах Святой Горы Афон, наставлявших его на путь спасительного подвига. Вошедшие в сборник писания старца Хрисанфа были созданы в период с 1960-го по 1981 год для многочисленных духовных чад. Они представляют собой трезвое рассмотрение христианских примеров веры и благочестия, явленных праведниками наших дней, которые шли путем святоотеческой традиции и стали истинными сынами Света, по заветам Святого Евангелия. Написанные простым языком, пронизанные любовью и добрым юмором, письма и воспоминания блаженного старца раскрывают чудные, незабываемые картины подвижнической жизни святогорцев и греческого народного благочестия. Писания эти – светлый след духовной жизни самого иеромонаха Хрисанфа – жизни, преисполненной высочайшими подвигами и дивными переживаниями по подобию древних отцов.
О маршале Александре Михайловиче Василевском сказано и написано несравнимо меньше, чем о других известных полководцах, хотя масштаб его личности и деяний нисколько не уступает им, а многих и превосходит. Из своих 82-х лет жизни более 60-ти А.М. Василевский отдал военной службе и навсегда остался в истории как один из великих русских полководцев. Начальник Генерального штаба армии-победительницы в Великой Отечественной войне, он выше чем кто-либо другой поднял военно-теоретическую мысль и военное искусство на невиданную высоту. Бил врага по-суворовски – не числом, а умением. Под его руководством советские войска хорошо освоили самую решительную форму наступления – окружение с целью уничтожения крупных группировок противника. Такие военные операции, как Сталинградская, Курская, Белорусская, Маньчжурская, вошли золотой страницей в летопись советского военного искусства. Но Александр Михайлович не приписывал победу только собственным усилиям и усилиям солдат и офицеров. Он говорил, что на помощь русскому воинству не раз приходили святые вместе с Пресвятой Богородицей, защищая Небесным покровом многострадальную Русь.
Анна – древнееврейское имя, в переводе означающее «благодать». В библейские времена это имя прославили святая пророчица Анна, мать пророка Самуила, и святая Анна Пророчица, присутствовавшая при сретении Богомладенца Иисуса святым праведным старцем Симеоном. Ещё большую благодать стяжала святая Анна, ставшая матерью Божественной Отроковицы Марии. Она была особенно почитаема на Руси. Многие монастыри и храмы были названы в честь ее святого имени и в честь зачатия ею Пресвятой Богородицы. Имя Анна было издревле очень популярно на Руси. В сонме святых просияли княгиня Анна Новгородская и княгиня Анна Кашинская, княжна Анна Всеволодовна. Однако к лику святых женщин Российской Православной Церкви причислены не только лица княжеского происхождения. Смиренным несением своего креста во все века существования нашего государства отмечены многие женские судьбы: они покоряют своей глубокой преданностью Православной вере и Церкви, любовью к своей Родине, тихим подвигом преображенной страданиями души. И люди обращаются ко всем святым женам словами молитвы: «Вся святыя жены, в земли Российстей просиявшия, молите Бога о нас!»
Имя человека есть не только простой звук, оно обладает воздействием на строй нашей души и соединяет нас со святыми, в честь которых мы названы. Ценность книги «Святая Мария» в том, что здесь собраны воедино жизнеописания святых жен, угодивших Богу с именем Мария, а также сведения о храмах, обителях и лечебницах им посвященных и молитвословия, составленные в их честь. Жития подвижниц Божиих могут быть полезны всем ищущим спасения. Это – образцы, по которым возможно проверять свою жизнь и учиться добродетели и благочестию.
Репрессии в России в 20–30-ые годы ХХ столетия, угасившие духовно и разорившие экономически Российскую державу – мирового лидера, и поныне подвергаются анализу. Сторонники Льва Троцкого, коих во всем мире тысячи тысяч, утверждают, что Россию постигло бы меньшее зло, если бы ее возглавил не Сталин, а Троцкий. Свое мнение об этой исторической альтернативе излагает лежащая перед вами книга, опираясь на документы, напоминает, кто был инициатором террора, геноцида вольнолюбивого казачества, учредителем первых концлагерей в Муроме и Арзамасе, введения латышских загранотрядов на фронтах, массового применения заложничества – ареста детей, жен, родителей офицеров царской армии. Все это впоследствии узаконило убийство миллионов граждан.
Имя «Александр» происходит от древнегреческих слов «алекс» – защищать и «андрос» – муж, мужчина, то есть «защитник людей». Святые Александры ранних веков христианства – это в основном мученики, которые пострадали за исповедание Христа. О многих из них, кроме имени, история сохранила весьма скупые сведения. Первым русским святым с именем Александр считается князь Александр Невский. Он был не просто выдающимся политиком и одним из крупнейших государственных деятелей переломной эпохи в истории России, но и «небесным заступником» Земли Русской, как называли его на Руси. Он стал общенациональным святым, покровителем Санкт-Петербурга и Российской империи. Имя святого благоверного князя Александра Невского носили три русских благочестивых императора и полководец-христианин А.В. Суворов. В сонм святых Русской Православной Церкви вошли преподобные Александр Свирский, Александр Вологодский, Александр Ошевенский, Александр Вочский. Молитвами этих иноков, по слову святителя Димитрия Ростовского, Господь содержит мир сей. О православных людях с именем Александр, оставивших свой славный след в истории Руси, рассказано в этой книге.
Русский инок Силуан подвизался на Греческой земле и был прославлен в лике святых Константинопольским Патриархатом. Как только в России стали известны творения и житие преподобного Силуана, он сделался одним из любимейших святых русского народа. Духоносный старец еще в начале 1930-х годов говорил о близости Страшного Суда… Средство избавления от скорбей и гибели для России одно – спасительное покаяние:
«Галлиполийский крест Русской Армии» – дань благодарной памяти Русской Армии и нашим соотечественникам, вынужденным покинуть свою Родину во время Гражданской войны. Целый год провела Армия генерала Врангеля в Турции, на берегу Дарданелл, положив тем самым начало русской эмиграции. Перенести тяготы и лишения в изгнании смогли не все, почти 350 человек остались навечно лежать в приютившей их земле. В память о них в 1921 году галлиполийцами был возведен каменный курган, осененный крестом. Землетрясение 1949 года разрушило монумент. Первая часть книги посвящена истории воссоздания памятника и его открытию, состоявшемуся 17 мая 2008 года. Вторая часть книги – «Русские в Галлиполи» – представляет собой переиздание воспоминаний самих галлиполийцев, опубликованных в Берлине в начале 20-х годов XX века. Руководитель проекта Михаил Якушев, вице-президент Центра Национальной Славы (ЦНС) и Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (ФАП)
В книгах, написанных об архимандрите Павле (Груздеве), достаточно подробно изложена его биография, приведены документы, сопровождавшие его жизнь, опубликовано большое количество воспоминаний современников о встречах с ним, изданы рассказы самого отца Павла, записанные с его слов. Текстологическим анализом «тетрадей» отца Павла ещё никто не занимался. Задача данных статей – дополнить портрет архимандрита Павла (Груздева) через текстологическое исследование «тетрадей», которые заполнялись рукой самого отца Павла, в них – его мысли о прошедшем, настоящем, будущем. В словах, буквах, почерке, ритме, избранных жанрах предстаёт сам отец Павел, потому что это слова, которыми он говорил, эти буквицы и почерк, которыми он писал. Это его ритмы жизни, внутренней, душевной и духовной, которой он постоянно жил. Это жанры, которыми он общался с людьми. Закрытый для мира, он неожиданно открывается в своих писаниях. Личность автора выявляется во всём: в структуре текста, в хронотопе записей, в избранных темах, мотивах, идеях, в символике подтекста, в расставленных и закодированных знаках, в ритмах и интонациях текста, в языковой материи, её словах, буквицах и звукописи.